Здесь будут собраны старые материалы, о планах космических агентств, по освоению космоса созданных в 00-е. Сейчас ввиду того, что виртуальное освоение космоса продолжается, их стараются убрать с глаз подальше. Но Интернет помнит все!
NASA составило декларацию о предстоящих полётах по программе «Созвездие». В этом предварительном плане предусмотрены пилотируемые полёты к Международной космической станции и первые полёты на Луну. Согласно этому документу, тринадцатым полётом корабля «Орион» будет полёт на Луну, который должен состояться в декабре 2019 года, продолжительность этого полёта — 21 сутки. Во время этой экспедиции, трое, из четырёх, членов экипажа вступят на поверхность Луны, впервые после 1972 года.
Первый пилотируемый полёт нового корабля «Орион» должен состояться в сентябре 2014 года. Высадке на Луне в декабре 2019 года, будет предшествовать полёт к Луне с посадкой на поверхность Луны беспилотного модуля. Испытательные полёты «Ориона» к МКС будут проводиться с 2014 года до 2018 года, когда начнутся полёты к Луне. Первый беспилотный полёт корабля «Орион 3» должен состояться в сентябре 2013 года, корабль должен быть выведен на орбиту, которая имеет одинаковое с МКС наклонение. Продолжительность этого полёта — две недели.
Полёт «Орион 4», также беспилотный, состоится в июне 2014 года. Это будет последнее испытание в беспилотном варианте. Во время этого полёта предусмотрено сближение с МКС, однако, без стыковки. Первый пилотируемый полёт корабля «Орион 5» состоится в сентябре 2014 года. В экипаже будут два астронавта, продолжительность полёта — приблизительно две недели. В декабре 2014 года должен состояться первый (90 суточный) полёт корабля «Орион 6» в грузовом варианте.
Первый полёт «Орион 7» к МКС должен состояться в мае 2015 года. «Орион 7» должен доставить полезные грузы и сменный экипаж на МКС и оставаться в космосе в течение 180 суток. Экипаж будет впервые состоять из трёх астронавтов. Следующими полётами к МКС будут беспилотные (грузовые) — «Орион 8», май 2015 года; «Орион 9» — июль 2015 года, продолжительность этих полётов — 30 суток.
Следующий пилотируемый полёт — «Орион 10» состоится в сентябре 2015 года. Это будет шестимесячный полёт и замена экипажа на МКС. Экипаж — три астронавта. «Орион 11» — беспилотный вариант, доставка грузов на МКС (декабрь 2015 года, продолжительность — 30 суток).
После полёта корабля «Орион 11», должны будут начаться подготовительные испытания, для лунных экспедиций. В июне 2018 года должен состояться первый полёт грузовой ракеты-носителя «Арес V». В июне 2019 года должен состояться полёт к Луне в полном комплекте, но без высадки на Луну. Корабль «Орион 12» должен будет состыковаться с лунным посадочным модулем на околоземной орбите. Затем перелёт к Луне с выходом на окололунную орбиту. Лунный посадочный модуль должен быть отстыкован от корабля «Орион 12», совершить посадку на поверхность Луны (без экипажа), затем взлететь и вновь состыковаться с кораблём «Орион 12». Продолжительность полёта, приблизительно, 21 сутки. Экипаж будет состоять из четырёх астронавтов. Это будет первый, после 1972 года, пилотируемый полёт к Луне. Схема полёта, приблизительно, такая же, как при полёте «Аполлона 10» в 1969 году.
Первая посадка на Луну будет осуществлена в декабре 2019 года. Это будет полёт «Орион 13». Экипаж — четыре астронавта. Трое из них должны будут высадиться на поверхность Луны, а четвёртый член экипажа останется на окололунной орбите в корабле «Орион 13». Неясно, это изменение первоначальных планов, по которым предусматривалась высадка на Луне всех четырёх астронавтов, или это только вариант для первого испытательного полёта.
Следующая высадка на Луне состоится в июне 2020 года — корабль «Орион 14».
Интересно, что после полёта «Орион 11» к МКС, не предусматриваются дальнейшие полёты к МКС. Возможно, что к 2016 году NASA выйдет из проекта МКС.
В списке пока нет полёта «Орион 12», возможно этот полёт оставлен как резерв.
Источник.
Американцы возвращаются на Луну. NASA планирует вновь высадится на Луне не позже чем в 2020 году. NASA провело консультации с более чем 1 000 представителей предприятий, академии и с представителями 13 международных космических агентств. Обобщив результаты этих консультаций, NASA составило список из 181 потенциальных целей лунной программы.
Например, Луна могла бы быть хорошим местом длярадиоастрономии. Радио-телескоп на невидимой стороне Луны был бы защищён от сильного радио-шума Земли, и был бы в состоянии принимать низкочастотные радиосигналы, которые блокируются атмосферой Земли. Наблюдения на этих частотах никогда прежде не велись, и открытие такого низкочастотного окна во Вселенную, вероятно, приведёт ко многим захватывающим находкам.
Луна является превосходным местом, для изучения высокоэнергетических частиц солнечного ветра, а также космических лучей из глубокого космоса. Магнитное поле земли и атмосфера отклоняют многие из этих частиц. Даже со спутников, находящихся на низкой околоземной орбите, эти частицы недоступны для изучения. Луна не имеет атмосферы, и её орбита пролегает вне магнитосферы Земли. С помощью датчиков, размещённых на Луне, можно было бы получить полный профиль потока солнечных частиц, что позволило бы лучше изучить процессы, продолжающиеся на Солнце, а также получить новые данные о процессах в отдалённых черных дырах и сверхновых звёзд.
Слой мелких камней и пыли (реголит), покрывающий поверхность Луны, является хранителем информации о высокоэнергетических частицах солнечного ветра. Это означает, что лунный реголит содержит исторический отчет солнечной активности за миллиарды лет. Изучение этого «отчёта» поможет нам понять как прошлые колебания солнечной активности повлияли на историю жизни на Земле. Это также могло бы пролить свет на степень влияния солнечной активности и космического излучения на изменение климата на Земле. Но Луна не только место для научных инструментов, пристально разглядывающих космос. Сама Луна — предмет для изучения процессов формирования планет. Луна — маленькое, не динамическое планетарное тело, и её внутреннее состояние в значительной степени сохранилось с ранних дней формирования солнечной системы. Простое установление дат образования различных кратеров на Луне, может помочь нам представить полную картину изменения метеорных потоков в окрестности Земли за длительный промежуток времени. Из-за воздействия атмосферы, история воздействия метеоров на поверхности Земли потеряна. На Луне эта картина метеорной активности осталась неповреждённой. Изучение этой истории может дать дополнительные сведения о развитии климата и жизни на Земле. Однако чисто научные задачи составляют только одну третью часть из 181 идеи NASA. Более половины задач из списка относится к теме жизни в другом мире: защита астронавтов от воздействия радиации и метеоритов, обеспечение энергией, системы коммуникаций, обеспечение продовольствием в безвоздушном пространстве и на бесплодной поверхности Луны. Предстоит узнать, как жить вне Земли и как свести к минимуму зависимость от поставок с Земли. Луна может быть также интересна с точки зрения коммерческого использования. Например, производство электроэнергии с помощьюсолнечных батарей установленных на Луне, добыча металлов на Луне, исследования в условиях слабой гравитации и вакуума. В конечном счёте, из материалов добытых на Луне, можно будет производить ракетное топливо. Возможна и организация туристических полётов на Луну.
Не все идеи из списка NASA обязательно будут реализованы. В настоящее время, из всего списка 181 идей, для начального периода возвращения на Луну, NASA выбирает только приоритетные задачи. Другие задачи могли бы рассмотреть другие космические агентства или частные предприниматели, которые имеют интерес к исследованию Луны. NASA продолжает получать предложения от учёных всего мира, то есть список идей развивается и расширяется.
Источник.
После того, как многострадальный «Мир» почил, наконец, в мрачных глубинах Тихого океана, пилотируемая экспедиция на Красную планету стала единственной надеждой на возвращение престижа российской космической отрасли.
Учитывая экономическое положение страны и изменившиеся политические реалии, российское космическое ведомство не рискует вступать в новую гонку с американцами.
Напротив, русские учёные настойчиво предлагают сотрудничество своим европейским и американским коллегам. Но не факт, что у них что-то получится.
Идея, разговоры о которой время от времени поднимались на поверхность периодической печати, обрела очередное дыхание в пятницу 28 июня, когда директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Николай Анфимов обнародовал план пилотируемой экспедиции к Марсу. Судя по его словам, учёные, наконец, определились со своим видением концепции полёта. Напомним, что ещё год назад речь шла сразу о двух вариантах.
Первый вариант предполагал отправку к Марсу относительно лёгкого корабля, который должен был доставить на околомарсианскую орбиту межпланетный жилой комплекс (МЖК) массой 70 тонн и два марсианских взлётно-посадочных комплекса (ВПК) массой по 35 тонн каждый.
Главный недостаток такой схемы — чрезмерно длительный срок экспедиции, включающий в себя и те два месяца, которые корабль провёдет на земной орбите, разгоняясь до необходимой начальной скорости. Основное достоинство — относительная дешевизна.
Второй вариант, которому, возможно, суждено осуществиться, заключается в отправке уже не одного, а сразу двух кораблей: пилотируемого и автомата.
На первом полетит только международный экипаж из четырёх-шести человек, а второму — грузовику — предстоит нести на своем борту научно-исследовательское оборудование и уже упомянутую пару взлётно-посадочных комплексов.
В соответствии с разработанным планом, для успешного осуществления полёта будет использована солнечная энергетическая установка, необходимая для питания электрических реактивных двигателей суммарной мощностью 6 МВт, а пилотируемый корабль вдобавок обзаведётся ещё и собственным разгонным блоком на жидкостно-реактивных двигателях суммарной тягой порядка 30-40 тонн.
При таком сценарии космонавтам потребуется всего 440 дней, чтобы добраться до Марса, выполнить научную программу и вернуться домой.
Ожидается, что стоимость экспедиции составит около двадцати миллиардов долларов. Причём, Россия в состоянии покрыть лишь менее трети этой суммы.
Теперь дело, казалось бы, за малым: закончить опытно-конструкторские работы, построить корабли, подготовить экипаж и найти на всё это каких-то 14 миллиардов долларов. Но именно последний вопрос внушает наиболее серьёзные опасения.
Несмотря на то, что заявление Анфимова прозвучало на волне всеобщей эйфории, поднявшейся после того, как американский автоматический зонд Mars Odyssey обнаружил на Марсе значительные запасы воды, момент для выдвижения новой инициативы был выбран крайне неудачно.
Во-первых, Европейское космическое агентство (ESA) с самого начала весьма скептически отнеслось к дате предполагаемого запуска: 2014 или 2015 год от Рождества Христова.
По мнению европейских специалистов, такой грандиозный проект не сможет стать реальностью в столь сжатые сроки: «Нам потребовалось 20 лет, чтобы построить Международную космическую станцию и тяжело представить себе, что экспедиция на Марс станет возможной ранее 2025 года».
Во-вторых, имеются определённые сложности и в отношениях с американскими партнёрами из Национального агентства по аэронавтике (NASA). Несмотря на то, что между учёными двух стран сформировались вполне дружелюбные отношения, так сказать, на низком уровне, чиновники NASA не горят особым желанием сотрудничать с русскими.
За океаном всё ещё помнят громкие публичные скандалы и подковёрные конфликты, периодически разгоравшиеся по мере монтажа МКС. Чрезмерный рост расходов на её строительство (а станция обошлась NASA на 60% дороже первоначально планировавшейся суммы), стоил NASA резкого сокращения правительственного финансирования остальных космических программ.
Стоит ли говорить, что львиную долю вины за своё нынешнее незавидное положение американцы кладут на совесть российских смежников, постоянно срывавших взятые на себя обязательства?
В частности, под вопросом находится миссия на Европу — одну из крупнейших «лун» Юпитера, чей покрытый толстым слоем льда океан может оказаться ещё одним вместилищем жизни. Пусть и не разумной, но жизни!
Повисла в воздухе и планировавшаяся ещё недавно отправка автоматического зонда к Плутону, намеченная на 2006 год.
Если корабль не будет запущен в положенный срок, об исследовании этой самой далёкой и самой маленькой планеты Солнечной системы можно будет забыть ещё лет на сто.
А Марс? Марс — вот он, под боком. С Марсом можно и погодить.
Источник.
Ракеты на химическом топливе доживают последние дни
Американское правительство вкладывает более $30 млн. на строительство новой лаборатории в Центре исследования реактивного движения.
Как сообщает газета The Huntsville Times, космическое ведомство США уже созрело для того, чтобы отказаться от дальнейшего совершенствования традиционных ракет в пользу технологий будущего: управляемого ядерного синтеза, антивещества и солнечных парусов.
По предварительному плану, в лаборатории, которая будет введена в эксплуатацию в начале следующего года, будут работать всего 50 человек. Ничего странного в этом нет: лаборатории предстоит заниматься исключительно фундаментальными исследованиями и ее сотрудникам не понадобятся громоздкие испытательные стенды и опытные производства.
Первой задачей, поставленной исследователями, станет существенная модернизация и доводка «до ума» ионного мотора, прототип которого был использован в качестве движителя исследовательского зонда Deep Space-1, запущенного в космос ещё в 1998 году. Если всё пройдёт успешно, то вскоре человечество сможет отказаться от химических ракет, бороздящих просторы Вселенной" уже более пятидесяти лет.
Источник:
Американские инженеры продолжают прорабатывать концепции главного будущего космического корабля США — преемника шаттла. Представленный на днях новый проект соединяет в себе удачные черты всех ныне известных пилотируемых комплексов.
Корпорация Lockheed Martin обнародовала новую версию своего шаттла будущего – корабля CEV, проект которого выставлен на конкурс NASA.
В соревновании также принимает участие «кооператив» компаний Northrop Grumman и Boeing.
Они, как и предполагалось, объединили свои усилия в этой гонке, хотя ещё в начале 2004 года числились в противоборствующих (в данном конкурсе) командах.
Как мы ранее рассказывали, аббревиатура CEV, то есть «Пилотируемый исследовательский корабль» — Crew Exploration Vehicle, принята в качестве общего названия американского космического корабля будущего, вне зависимости от того, какая компания победит на конкурсе и будет строить эти машины.
Возможно, проекты соперников обретут и имена собственные, но пока это всё CEV.
Ещё недавно казалось, что основные концепции такого корабля, предложенные ведущими аэрокосмическими компаниями, уже хорошо известны, и сюрпризов тут больше не будет. Ан нет. Lockheed Martin снова удивила всех.
Новый вариант наследника шаттлов получился очень занимательным.
Вспомните, российская «рабочая лошадка» – корабль «Союз» состоит из трёх основных частей.
Это спускаемый аппарат и соединённые с ним приборно-агрегатный отсек (там, где стоит ракетный двигатель, необходимый для коррекции орбиты и торможения перед спуском), а также – бытовой отсек, который может использоваться для самых различных целей как при автономном полёте корабля, так и при транспортных рейсах на Международную Космическую Станцию.
Запускается корабль как единое целое, а вот перед спуском в атмосферу, когда уже проведено торможение, бытовой и агрегатный отсеки отделяются от спускаемого аппарата и сгорают в атмосфере, а капсула приземляется на парашюте.
К чему мы это? Американские инженеры решили пойти по тому же пути. CEV от Lockheed Martin состоит из трёх элементов: «Модуль экипажа» (собственно, возвращаемый корабль); «Модуль миссии» (где можно разместить самое разнообразное оборудование, в зависимости от цели полёта или – просто груз для орбитальной станции) и «Двигательная ступень» (в некотором роде аналог нашего приборно-агрегатного отсека).
Правда, порядок расположения модулей иной, чем у «Союза», но есть отличия и куда более серьёзные.
Прежде всего — «Модуль экипажа» будет запускаться на околоземную орбиту отдельно от двух других частей. Он снабжён, кстати, своими двигателями для маневрирования.
Это позволит «получить» уже в космосе более тяжёлый пилотируемый корабль при использовании меньших ракет-носителей, а также повысит безопасность.
Только после стыковки эти три части и образуют CEV, общей массой, заметим, около 40 тонн, что в несколько раз больше массы «Союза», но заметно меньше массы нынешних шаттлов. Общая длина связки – 21,34 метра.
Слетав на станцию или выполнив ещё какую-нибудь задачу, корабль разделится, и «Модуль экипажа» вернётся на Землю.
Тут мы видим ещё одно отличие — Lockheed Martin так и не отказалась от идеи крылатой возвращаемой ступени, в то время как тандем из Northrop Grumman и Boeing, похоже, окончательно похоронил крылатую систему спуска и рассматривает теперь полностью парашютный вариант.
Компания Lockheed Martin предпочла гибридную схему. Крылья у спускаемой капсулы есть, но небольшие. Они нужны на начальном этапе спуска, для торможения, а также для маневрирования в атмосфере.
Ниже будет выпущен маленький тормозной парашют, а на заключительных километрах полёта – большой основной.
«Модуль экипажа» американцы решили сделать из титана, а его теплозащита будет основана на композите типа углерод-углерод.
Внутри «Модуля экипажа» авторы проекта предусмотрели две обитаемые части – собственно, кабина, где четверо (или шестеро) астронавтов будут находиться при старте и спуске, а также – некая «полезная жилплощадь» универсального назначения, которая может нести груз или экспериментальное оборудование, она заканчивается стыковочным отсеком для соединения с «Модулем миссии».
Отметим — немалый объём возвращаемой «птички» добавляется к тому пространству, которое имеется в этом самом соседнем модуле.
Можно сказать, что у Lockheed Martin корабль CEV получился как небольшая космическая станция.
Тут нужно упомянуть высокую автономность этой машины, способной, по замыслу инженеров, выполнять самостоятельный полёт намного дольше, чем нынешний шаттл.
Так, заменив средний «Модуль миссии» на лунный (по сути, он – точно такой же модуль, но с несколько иным набором оборудования), CEV можно будет отправить на облёт Луны, причём около Селены корабль сможет находиться до 19 дней – этого позволит достичь запас автономности энергосистемы и системы жизнеобеспечения.
Интересно также и то, что кабина – сама является встроенной капсулой, способной отделяться от всего крылатого «Модуля экипажа» в аварийной ситуации.
Безопасности авторы проекта уделяли особое внимание. Заявлена даже некая новая электронная диагностическая система.
Победитель конкурса будет выбран в 2008 году, а реальный CEV с экипажем на борту должен взлететь в 2014-м.
И вполне вероятно, что построен он будет по тем же основным принципам, что и старожил «Союз», и новичок – китайский "Шэньчжоу" — то есть — три основных разделяемых отсека.
Однако машина Lockheed Martin, если победит на конкурсе, станет самым крупным кораблём такого рода. И, вероятно, единственным – с крыльями. Ведь шаттлы в то время уже уйдут на покой.
Источник:
Сборник заметок будет обновляться.
|